Министерство иностранных дел Республики Таджикистан
Генеральное консульство
Республики Таджикистан в Уфе

   
Генеральное консульство - О Таджикистане

О Таджикистане

9 сентября 1991 года внеочередная сессия Верховного Совета республики единогласно приняла Постановление «О государственной независимости Республики Таджикистан» и объявила этот день Днём государственной независимости страны. Именно с этой даты начался отсчёт новейшей истории страны. Вместе с тем, независимость и суверенитет государства, которые были достигнуты после столетий самоотверженной борьбы, тягостных стремлений и стойкости народа, поставили перед ним выполнение весьма ответственной и одновременно почётной задачи по построению нового государства, отвечающего интересам народа страны. Однако воплощение в жизнь этой задачи было сопряжено многими трудностями и таджикистанцам предстояло пройти серьёзнейший экзамен перед лицом истории на достижение действительного суверенитета своего вновь образованного государства. Эти годы для народа республики были судьбоносными, так как с учётом навязанной внутренними и внешними силами гражданской войны 1992-1997 гг., требовали от каждого таджикистанца искреннего стремления во имя достижения мира и спокойствия в стране, самоотверженного труда для восстановления конституционного строя, возобновления деятельности парализованных институтов власти, достижения взаимопонимания и национального единства, возвращения на Родину около одного миллиона беженцев и вынужденных переселенцев, организации деятельности системы управления социально-экономической жизни страны. Несмотря на многочисленные трудности и преграды, народ Таджикистана с честью справился с ними и заложил прочный фундамент своего суверенного государства. После достижения мира и национального согласия в 1997 г., и преодоления последствий гражданского противостояния, в стране были успешно реализованы политические и социально-экономические реформы, начатые в 1994 г. В результате этих реформ в стране был достигнут стабильный ежегодный экономический рост, обеспечены основные права и свободы граждан, свободная деятельность политических партий и движений на основе многопартийной системы, заложены основы гражданского общества. Это позволило всесторонне анализировать сложившуюся после приобретения независимости в стране ситуацию и обозначить цели и задачи по обеспечению дальнейшего развития страны. В то же время руководству страны удалось в условиях реалий современного мира в контексте новых угроз безопасности, определить оптимальный путь гармоничного вхождения страны в международное пространство с учётом обеспечения национальных интересов. За короткий промежуток времени Таджикистан стал полноправным субъектом мирового сообщества, и признанным членом многих международных и региональных организаций, в рамках которых в настоящее время активно участвует в решении жизненно важных глобальных и региональных проблем. Объявленная руководством страны «политика открытых дверей», позволяет Таджикистану установить и успешно развивать равное и взаимовыгодное сотрудничество с большинством стран мира. На сегодняшний день независимость республики признана 147 странами мира, со 122 из них установлены дипломатические отношения, что свидетельствует о возросшем авторитете страны на международной арене. 1. Путь к Независимости • Таджики имеют древнюю традицию национальной государственности, берущую своё начало с эпических времён. Это время оставил свой след в истории государствами легендарной династии Пешдодийцев во время правления которой было положена празднованию древнейшего праздника «Навруз», и героической династии Кейанидов, эпоха которых знаменуется рождением пророка Заратуштры и появлением зороастрийской религии. В дальнейшем на протяжении истории предки таджикского народа образовали ряд крупных развитых государств - Согдийское, Бактрийское и Хорезмское, оставившие яркий и неповторимый след в мировой истории и цивилизации человечества, являлись неотъемлемой политической и культурной частью Ахеменидской, Кушанской и Сасанидской империй. Очередную страницу истории государственности таджиков открыли государства Тахиридов, Гуридов и Саффаридов, завоевавшие независимость от арабского халифата. Венцом государственности таджикского народа стало образование государства Саманидов (IX-XI н.э.), которое определило традиции государственности для династических правителей Центральной Азии и сопредельных регионов на многие века вперёд, вплоть до присоединения центрально-азиатского региона к Российской империи в XIX в. В постсаманидскую эпоху, при правлении тюркско-монгольских династий таджики, благодаря своим многовековым традициям в области управления государством, стали поистине государствообразующим народом. Именно это обстоятельство послужило тому, что во всех государственных образованиях региона до начала XX века их государственным языком был таджикский, в управленческих аппаратах ключевые позиции занимали представители таджикского народа. Благодаря этому, этот исторический отрезок времени стал эпохой развития и распространения таджикской культуры и научной мысли, подарив миру огромную плеяду поэтов, мыслителей и учёных, таких как, Рудаки, Фирдоуси, Авиценна, Беруни, Хайям, Руми, Дониш и многих других. • После Октябрьской Революции 1917 года и образования СССР, самоотверженная борьба и старания таких политических деятелей как Шириншо Шотемур, Нусратулло Махсум способствовали в 1924 году учреждению Таджикской Автономной Советской Республики и её преобразованию в 1929 году в Советскую Республику Таджикистан в составе Советского Союза. Этот период, несмотря на свои неоднозначные и противоречивые процессы, в целом имел огромное значение в истории таджикского народа и становлении его государственности. 9 сентября 1991 года Верховный Совета Республики Таджикистан принял постановление «О провозглашении государственной независимости Республики Таджикистан», тем самым обозначив окончательный выход республики из состава СССР и дальнейший путь её самостоятельного развития. В этот же день было принято Заявление о Государственной независимости Республики Таджикистан, и 9 сентября был объявлен Днём государственной независимости Республики Таджикистан. • Провозглашение политической и государственной независимости было величайшим событием в тысячелетней истории таджикского народа. Однако это стало для него также серьёзным экзаменом в деле создания свободного независимого государства и возрождения национальных традиций государственности. Учитывая, что распад такой мощной империи, как Советский Союз был на руку определённым державам и политическим силам, осуществляющим свои геополитические интересы в мировом и региональном масштабах, важнейшей задачей в этот период являлась сплочение всех политических сил и всего народа ради укрепления национального государства и обеспечения истинной независимости страны. Но, к сожалению, эта историческая миссия не была осуществлена в полной мере, так как и тогдашнее правительство и действующие в этот момент политические силы в лице Коммунистической партии, Партии исламского возрождения (ПИВТ), Демократическая партия (ДПТ), движение «Растохез» и другие, не смогли поставить интересы государства выше своих политических, групповых и личных интересов. С другой стороны, ими не были учтены и объективно оценены ситуация в регионе и намерения определённых зарубежных сил по достижению геополитических целей в регионе, в частности путём вовлечения Республики Таджикистан в орбиту своих интересов. Это обстоятельство стало одним из определяющих факторов того, что после объявления независимости 9 сентября 1991 г., между действующей властью и партийно-хозяйственной элиты с одной стороны и новыми политическими силами, объявившими себя оппозиционными, с другой, началась ожесточённая борьба за власть, которая привела в конечном итоге в мае 1992 года к кровопролитию и гражданской войне, продолжавшейся до 1997. Гражданская война, которая стала одной из самых крупных и кровопролитных на постсоветском пространстве, привела к тяжелым социально-экономическим, политическим и духовным последствиям, значительным человеческим жертвам, серьезно повлияла на ход внутренней и внешней политики суверенного Таджикистана. Братоубийственная война по приблизительным оценкам унесла около 157 тыс. жизней, оставила 55 тысяч детей сиротами, 25 000 женщин вдовами, сделала беженцами более 1 миллиона человек. Был нанесён огромный ущерб экономике страны, размер которого по разным оценкам составляет до 10 миллиардов американских долларов. • Чёткое понимание страшной опасности братоубийственной войны мобилизовало патриотические силы страны на усиление действий по установлению мира и национального согласия, как единственного пути сохранения независимости Таджикистана. Поворотным моментом в этом направлении стал созыв XVI внеочередной Сессии Верховного Совета республики, которая состоялась в городе Худжанде в ноябре - декабре 1992 г. при поддержке и содействии всех патриотически настроенных сил страны, с участием представителей оппозиции. С учётом сложившейся обстановки, первоочередной задачей сессии стала восстановление конституционного строя в стране и возобновление деятельности парализованных в результате гражданского противостояния государственных органов власти. С этой целью депутатами были переизбраны руководство парламента и Правительства страны, определены первостепенные задачи по выводу страны из кризисной ситуации и основные направления её развития в долгосрочной перспективе. Руководство страны было возложено на вновь избранного Председателя Верховного Совета Эмомали Рахмона. Важнейшим значением XVI Сессии Верховного Совета было в том, что она способствовала реальному восприятию опасности развала страны и определила необходимость единения всей нации ради сохранения независимости единого и целостного государства. Об этом свидетельствуют принятые на сессии законы «О всеобщей амнистии» и «О беженцах», которые заложили основу для дальнейшего достижения мира между противоборствующими сторонами и обеспечения национального согласия. • Новым руководством страны в соответствии с принятыми на XVI сессии Верховного Совета республики решениями, уже в 1993 г. было начато процесс возвращения беженцев к местам постоянного жительства, восстановление разрушенного в результате военных действий промышленно-хозяйственных объектов и жилого сектора, приняты меры по прекращению военных действий и решению конфликта мирными путями. С апреля 1994 г. по июнь 1997 г. между Правительством Таджикистана и Объединенной таджикской оппозицией (ОТО) прошли 8 раундов переговоров и несколько встреч на высшем уровне между Президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном и руководителем ОТО Саид Абдулло Нури. Эти переговоры проходили под эгидой ООН и при участии стран-гарантов: России, Ирана, Афганистан, Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Пакистана и Туркменистана, которые внесли весомый вклад в дело достижения мира и согласия в Таджикистане. За это время в различных близких и дальних зарубежных странах и городах состоялись более двадцати официальных встреч между представителями законного правительства и ОТО. По результатам этих переговоров и встреч 27 июня 1997 года Президент Э. Рахмон, руководитель ОТО А. Нури и Специальный представитель по Таджикистану Герд Меррем подписали в Москве Общее соглашение об установлении мира и национального согласия в Таджикистане. На основе данного соглашения была сформирована Комиссия по национальному примирению (КНП), в состав которой наряду с представителями госструктур и ОТО вошли члены всех политических партий страны. Комиссия по национальному примирению (КНП) функционировала с сентября 1997 г. по 1 апреля 2000 г. За время ее деятельности были решены политические вопросы (внесение изменений и дополнений в Конституцию РТ, образование двухпалатного парламента, предоставление 30% мест Правительства представителям оппозиции), военные и другие проблемы, связанные с установлением мира в республике. 2. От реформ к устойчивому развитию • 1994 г. по праву является годом утверждения основ молодого государства Таджикистан. Несмотря на сложнейшие экономические и социально-политические трудности, на продолжение военного противостояния в Раштской долине и районе Припамирья, Таджикистан взял курс на проведение радикальных политических, экономических реформ и демократизацию общественной жизни. Важнейшим шагом в этом направлении было принятие всенародным референдумом 6 ноября 1994 г. новой Конституции Республики Таджикистан (впоследствии 26 сентября 1999 г., 22 июня 2003 г. в неё были внесены изменения и дополнения путем референдума), в которой свобода и права личности провозглашаются высшей ценностью, создание справедливого общества определён в качестве основной задачи, намечены и уточнены основные элементы гражданского общества, а также система компетентных органов и их деятельность в этом направлении. Новая конституция заложила основу для принятия ряда законодательных актов, в том числе, Закона о выборах в парламент и местные органы самоуправления, которые утвердили принцип многопартийности в политической жизни страны. На сегодняшний день свободно функционируют восемь политических партий – Народно-Демократическая партия (НДПТ), Партия исламского возрождения (ПИВТ), Коммунистическая партия (КПТ), Демократическая партия (ДПТ), Социал-Демократическая партия (СДПТ), Социалистическая партия (СПТ), Аграрная партия (АПТ), Партия экономических реформ (ПЭРТ). По результатам последних парламентских выборов, которые состоялись в феврале 2010 г., пять из них – НДПТ, ПИВТ, КПТ, АПТ и ПЭРТ представлены в Маджлиси Намояндагон - нижней палаты парламента страны. В создании гражданского общества, процесса демократизации политической жизни и развитии культуры толерантности в стране наравне с политическими партиями особый статус приобрели и неправительственные организации. Если в 1992 году в стране насчитывалось 141 НПО, то сегодня их количество достигло 2364 единиц, что свидетельствует о всемерном стремлении Правительства РТ по развитию этого очень важного сегмента гражданского общества. Важной частью общества стали религиозные объединения, которых в настоящее время насчитывается 4 тысячи, в число которых наряду с мусульманскими, входят 74 объединения других мировых конфессий. За этот период в процессе демократизации и развитии общества укрепилась и возросла роль средств массовой информации. Как следствие, за последние годы значительно возросло количество негосударственных СМИ. Для сравнения, в 1991 году, в целом, существовало всего 139 единиц газет и журналов, из которых только 4 были частными, всего одно государственное информационное агентство. Сегодня в стране печатаются 404 газет и журналов, из которых 160 являются государственными и 250 частными. Из восьми зарегистрированных информационных агентств, семь являются частными, наряду с 16 радиотелевизионными каналами, функционируют также и 28 частных радиостанций и телеканалов. • Начиная с 1995 г., началось активное продвижение экономических реформ. Были приняты законы и другие нормативно-правовые документы, определяющие и регулирующие экономические отношения во всех его отраслях во время проведения реформ. Внедрение различных видов собственности, организация разнообразных методов хозяйствования, приватизация государственной собственности, внедрение в обиход национальной валюты, либерализация цен, создание совместных предприятий, организация свободной внешней торговли и решение приоритетных социальных вопросов являлись серьёзными шагами в деле укрепления экономики Таджикистана. Во второй половине девяностых годов экономические реформы получили комплексный и целенаправленный характер, что дало возможность в 1997 г. остановить спад производства и обеспечить стабильный ежегодный рост национальной экономики. В 2010 году объём ВВП по сравнению с 1997 годом вырос в 2,6 раза, его средний ежегодный рост составил 7,1%. Производство промышленной продукции увеличилось в 2,5 раза, сельхозпродукции в 2,8, объём розничного товарооборота в 3,2 раза, платные услуги населению возросли в 7,8 раза, объём государственного бюджета вырос в 75 раз, ВВП на душу населения в 36,3 и денежные доходы населения в 38 раз. • Одним из приоритетных направлений внутренней политики государства Таджикистан стал постепенное решение социальных проблем. В 1992-1995 годах государственный бюджет был почти несостоятельным, уровень инфляции составлял более четырёх цифр. В тот период заработная плата учителей и врачей, государственных служащих была очень низкой, при этом выплачивалась несвоевременно. В 1995 году бюджет был относительно урегулирован и к 2011 г. по сравнению с 1997 г. объём доходной части увеличился в 75 раз. С 1997 года до сегодняшнего дня номинальный объём заработной платы увеличился почти в 70 раз и средний размер пенсии – в 85 раз. Одновременно с этим, в соответствии с мерами реформы заработной платы ежегодно в стране повышаются заработная плата и пенсия в среднем на 27-30 процентов, что способствует улучшению уровня жизни и укреплению социальной защиты населения. Уровень бедности в стране, в целом, обрёл устойчивую тенденцию к снижению и сократился от 72% 2003 года до 45% процентов в 2010 году. Объём расходов на социальные отрасли постоянно увеличивались и в 2011 году по сравнению к 2000 году возросли в 33 раза. • В сфере здравоохранения были завершены ряд работ, в частности, был принят Закон РТ «О семейной медицине» и утверждены Национальная стратегия здоровья населения РТ на 2010-2020 годы и Стратегический план реконструкции медицинских учреждений РТ на период 2011-2020 годов. В последние годы с использованием современных технологий в медицинских учреждениях были налажены новые методы диагностики, лечения, что позволило снизить на 70% количество нуждающихся в заграничном лечении. Правительство с целью улучшения состояния здоровья населения страны, постоянно увеличивает финансирование сферы, и оно за последние десять лет возросло в десять раз, принята и реализовывается «Программа подготовки медицинских кадров на 2010-2020 годы». • С целью обеспечения и улучшения качества социальной защиты населения, за годы независимости приняты и реализовываются всесторонние меры по улучшению материального состояния населения, увеличению объема минимальной заработной платы, должностного оклада работников бюджетных организаций и учреждений, пенсии и стипендии. В этом направлении в последующие три года в два раза будет увеличена заработная плата работников социальных сфер – образования, здравоохранения, культуры, учреждений социальной защиты и науки, в том числе с 1 сентября текущего года на 30%. Также в рамках реформы заработной платы, от 30 до 100% будет увеличен объем заработной платы государственных служащих, сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, а также пенсии. Для обеспечения соответствующим местом работы трудоспособного населения посредством государственных программ по содействию занятости населения Правительство страны за короткий срок создало сеть центров по обучению взрослого населения страны и сегодня эти учреждения готовят специалистов в соответствии с современным международным требованиям. Посредством таких центров за последние 10 лет 70 тысяч безработных граждан за счет государственных бюджетных средств получили новые специальности и профессии. Для более эффективного развития сферы занятости населения в дальнейшем, Правительство и в дальнейшем намерено принимать необходимые меры по обеспечению занятости выпускников учебных учреждений‚ особенно уязвимых слоев общества-сирот‚ детей из малообеспеченных семей и инвалидов. • Развитие образования, объявлено одним из приоритетных направлений социальной политики Республики Таджикистан. С этой целью была проведена комплексная реформа системы, призванная содействовать повышению качества обучения и воспитания в учебных заведениях, его соответствию международным стандартам. Государство уделяет большое внимание внедрению компьютерных технологий в учебные заведения, ибо ХХ1 век является эпохой информационных и коммуникационных технологий. В связи с этим, Правительству поручается до конца текущего года полностью завершить выполнение Государственной программы компьютеризации общеобразовательных школ страны. В период независимости в сфере образования произошло множество изменений по созданию новых учебных заведений, реконструкции и восстановлению существующих учебных учреждений. Непосредственно при поддержке государства в масштабе страны были построены и сданы для эксплуатации 1200 зданий современных школ на 311 тыс. посадочных мест. За последние 20 лет в сфере среднего профессионального и высшего образования Республики Таджикистан произошли существенные изменения. С учётом требований времени и спроса различных сфер экономики республики, наряду с повышением качества образования увеличилось и количество среднепроффесиональных и высших учебных заведений. В рамках различных программ международного сотрудничества был налажен процесс подготовки молодых кадров за рубежом, а также открыты филиалы ряда зарубежных высших учебных заведений в самой республике. Правительством Республики Таджикистан с первых дней государственной независимости придавалось первостепенное значение вопросу развития науки. В соответствии со Стратегией Республики Таджикистан в области науки и технологий на 2007-2015 гг., проводилось реформирование Академии Наук республики, целью, которой является усиление роли науки в социально-экономическом развитии страны. В рамках структурно-административной реформы сокращено управленческий аппарат АН, институциональные изменения направлены на решение важных проблем конкретных сфер народного хозяйства республики. • Культура, как великое и ценное явление социальной жизни, постоянно играет важную роль в истории и духовном развитии современного общества Таджикистана. В период независимости были возрождены и получили серьезный толчок различные стороны национальной культуры. Благодаря постоянной заботе Правительства страны сотни учреждений культуры, театры, концертные залы, музеи и библиотеки, редкие исторические памятники были отремонтированы и реконструированы, а также построены десятки новых современных зданий культурного назначения. В этот период была создана Национальная консерватория, которая вносит вклад в подготовку квалифицированных специалистов, а строительство Национальной библиотеки и Национального музея являются из числа важных событий периода независимости, которые будут служить сегодняшним и будущим поколениям страны. Отрадно, что по инициативе Таджикистана и ряда других стран в 2010 году со специальной Резолюцией ООН праздник наших предков Навруз приобрел статус международного праздника. Другим историческим и культурным событием стало то, что постановлением ЮНЕСКО редкое историческое и археологическое наследие, имеющее 5 - тысячелетнюю историю Саразм, было внесено в перечень мировых исторических памятников, находящиеся под защитой этой организации. Были восстановлены историко-культурные памятники Древний Пенджикент, городище Бунджикат, Гиссарская крепость, буддийский монастырь Аджина-теппа, медресе Ходжа Машхад, городище Тахти Сангин, городище Хулбук, крепость Ямчун, которые будут предложены для внесения в вышеуказанный перечень памятников в рамках транснациональной программы «Великий Шелковый путь». Особую значимость в культурной жизни страны имели празднование 2700-летие города Куляб, 2500-летие города Истаравшан, 1100-летия образования Саманидского государства, 1150-летие основоположника таджикской классической литературы Абуабдулло Рудаки, 1000-летие выдающегося наследия таджикско-персидской классической поэзии «Шахнаме». В целях воспитания молодого поколения в духе национального самопознания и самосознания, а также традиционного религиозного мировоззрения соответственно 2006 год был объявлен Годом арийской цивилизации, и 2009 Годом памяти Великого Имама Абуханифы - основоположника ветви ханафизма суннитского течения ислама, последователями которой является абсолютное большинство населения страны. 3. Реализация стратегических целей • Последовательные серьёзные структурные реформы в жизненно важных направлениях и отраслях государства, таких, как управление, финансы, банковское дело, реальные секторы экономики, а также образование, здравоохранение, социальная защита населения, с принятием и реализацией целого ряда программ социально-экономического развития и осуществлением эффективных мер заложили устойчивую основу всестороннего развития экономики страны. Вместе с тем, вследствие советской экономической модели, выражающейся в централизованном планировании экономики и регионального разделения труда, республика была превращена в сырьевой, сельскохозяйственный придаток Советского Союза, сконцентрированным на производстве моно-культуры-хлопка-сырца. Оставались неразвитыми сферы энергетики, транспортные коммуникации, промышленности. Это наследие стало основным препятствием на пути полноценного развития страны после приобретения ею независимости. Исходя из этого, важнейшей задачей для руководства Таджикистана в этот период, было кардинальное изменение положения в этих направлениях. С целью решения этих задач были определены стратегических задачи по продвижению дальнейшего социально-экономического развития страны, заключающиеся в достижении энергетической независимости, обеспечении продовольственной безопасности и вывода страны из коммуникационного тупика. • Для обеспечения энергетической независимости и превращения Таджикистана в страну – экспортёра дешёвой и экологически чистой электроэнергии предусмотрена реализация комплекса экономических и структурных реформ. В том числе, в соответствии с Концепцией энергетического развития Республики Таджикистан на период до 2015 года, предвидится создание ряда промышленных и топливно-энергетических комплексов. Для практической реализации названной концепции реализовываются 13 инвестиционных проектов, продолжаются работы по проектированию, реконструкции и строительству внутренних и международных линий электропередач. С целью обеспечения отдалённых горных районов электроэнергией в период независимости нашей страны были построены и сданы в эксплуатацию в целом 241 малых гидроэлектростанций. Согласно «Долгосрочной программе строительства цикла малых электростанций в период 2009-2020 годов» до 2020 года на территории страны предусмотрено строительство 190 малых гидроэлектростанций. С использованием иностранных инвестиций был построен и сдан в эксплуатацию ГЭС «Сангтуда-1», на стадии завершения находятся работы по возведению ГЭС «Сангтуда-2», практически завершены и восстановительные работы на крупнейшем в регионе гидроэлектростанции «Рогун». С учётом завершения реконструкциии функционирующих энергостанций, в том числе Нурека, Кайракума, цикла гидроэлектростанций в бассейнах рек Варзоб и Вахш, а также строительством других запланированных гидроэлектростанций, за три последующих года энергетическая независимость Таджикистана будет полностью обеспечена. Параллельно с этим были построены и сданы в эксплуатацию ряд линий электропередач, в том числе «Юг-Север» (500 кВ) и «Лолазор-Хатлон» (220 кВ), которые обеспечили автономную работу всей энергосистемы республики и снабжения всех её регионов электроэнергией. Находящийся на стадии завершения ЛЭП Сангтуда-Пули Хумри позволит уже в этом году экспортировать излишки электроэнергии в соседний Афганистан. В этом направлении для республики очень важное значение имеет международный проект «CASA-1000», который предусматривает строительство линии электропередачи (ЛЭП) между странами Центральной и Южной Азии и в дальнейшем позволит экспортировать электроэнергию из Таджикистан в Афганистан и Пакистан. Предпринимаемые меры по строительству гидроэнергетических сооружений, в первую очередь, направлены на решение сегодняшних насущных проблем – бесперебойное обеспечение населения и предприятий страны электроэнергией, заложат основы для динамичного промышленного развития, эффективного использования водных ресурсов с целью обеспечения устойчивого развития страны с учётом решения социальных проблем и создания рабочих мест. Поэтому на основании обращения Правительства Таджикистана Всемирный Банк с привлечением влиятельных и независимых мировых компаний проводит экспертные работы по техническому обоснованию и оценке социально-экономического влияния завершения строительства Рогунской гидроэлектростанции. Непрерывное уменьшение объёма импорта природного газа и повышение цен на топливные продукты на мировом рынке преврашают сферу нефти, газа и угля в одну из приоритетных отраслей экономики Таджикистана. В настоящее время в этой сфере реализуется ряд имеющих первостепенное значение проектов, призванных обеспечить промышленные предприятия и население страны собственным природным газом. Сотрудничество в направлении ведения поисковых и разведывательных работ продолжается с 15 отечественными и зарубежными компаниями и предприятиями на 87 месторождениях и площадях добычи нефти и газа. В том числе в сотрудничестве с компанией «Газпром» Российской Федерации с использованием редких современных технических и технологических средств начаты работы на перспективных нефтяных и газовых площадях Сарикамиш и Саргазон. Специалисты прогнозируют, что запасы, существующие в недрах этих площадей, обеспечат промышленные предприятия и население страны природным газом в течение многих десятилетий. • Сельское хозяйство считается одной из важных отраслей экономики страны, является главным источником обеспечения населения продовольствием, промышленных предприятий страны – сырьём и население – занятостью. Развитие этой отрасли, прежде всего, способствует улучшению экономического положения населения сельской местности. В последние годы в сфере сельского хозяйства страны осуществлён ряд важных и серьёзных реформ, основной целью которых являются увеличение продукции экспортного предназначения и обеспечение продовольственной безопасности страны. В результате реализованных мер, в последние годы было обеспечено увеличение комплекса сельхозпродкуции, в 2010 году было произведено продукции в 2,8 раза больше по сравнению с 1997 годом. Производство зерновых продуктов выросло в 2,3 раза, картофеля – в 6 раз, овощей – в 3,3 раза и фруктов – в 2 раза. С целью обеспечения развития сферы сельского хозяйства до сегодняшнего дня принято и реализуется несколько отраслевых программ, осуществляются дополнительные меры для решения проблем непосредственного финансирования сферы хлопководства, а также сектора обработки фруктов и овощей, стимулирования производителей сельхозпродукции и её экспорта. Финансирование отрасли сельского хозяйства за последние пять лет с учётом совместных инвестиционных проектов и банковского финансирования постоянно увеличивается. Для поддержки отрасли сельского хозяйства, обновления её инфраструктуры, ирригации и освоения новых земель, финансовой поддержки дехканских хозяйств и устойчивого экономического развития сферы хлопководства сейчас реализуются 14 государственных инвестиционных проектов. Для достижения одной из основных национальных целей – обеспечения продовольственной безопасности республика намерена ускорить реализацию программы реформы отрасли сельского хозяйства и обеспечить увеличение производства сельхозпродукции. Одновременно Правительство Таджикистана в кратчайшие сроки примет долгосрочную государственную программу освоения и ирригации новых и залежных земель с привлечением инвестиций. Разрабатываются дополнительные меры для выполнения отраслевых программ, в частности, программ развития сферы хлопководства, садоводства и виноградарства, животноводства, птицеводства и других секторов. Особое значение в этом плане имеет для республики повышение эффективности хлопкового сектора аграрно-промышленного комплекса, который составляет значительную долю его ВВП. В этом направлении принимаются меры по поддержке хлопкосеющих фермерских, облегчения доступа фермеров к кредитам, облегчение доступа к внешнему рынку для производителей хлопка, минимизация процедур при экспорте хлопка и импорте удобрений, техники и других материалов. При этом основной упор делается на переработку хлопка-сырца внутри страны и экспорта готовой хлопковой продукции. С этой целью в стране активно строятся текстильные, прядильные, ткацкие и швейные фабрики. В период независимости были созданы 22 новых предприятия по переработке хлопка-волокна, и годовая производственная мощность в этом секторе возросла до 65 тысяч тонн сырья. • Вывод страны из коммуникационной изоляции и превращение её в транзитную зону, с соответствующей международным стандартам инфраструктурой, считается одной из стратегических целей экономической политики государства на ближайшее будущее. В течение прошедших лет ускоренно было продолжено строительство дорог и мостов не только республиканского, но и международного значения, а также автомобильных тоннелей. В том числе, уже завершены работы по строительству и реконструкции автодороги Чанак-Душанбе-Кульма (в направлении Узбекистан-Китай), Душанбе-Саритош (в направлении Кыргызстана), 5 мостов через приграничную реку Пяндж, соединяющие республику с соседним Афганистаном. Ведутся работы по расширению возможностей воздушных путей сообщения. В настоящее время в Республике функционируют 4 международных аэропорта, ведётся строительство нового терминала в международном аэропорту г. Душанбе, с каждым годом расширяется география воздушных сообщений. С этой целью финансирование отрасли транспорта и коммуникации за пять лет, с учётом совместных инвестиционных проектов было увеличено в несколько раз. Для реконструкции автомобильных дорог страны, улучшения уровня и качества услуг автомобильного транспорта и в целом для развития сферы транспорта ныне реализуются 11 государственных инвестиционных проектов, осуществление которых направлено на улучшение доступа к рынкам, увеличение объёма торговли в регионе, снижение стоимости транспортных услуг и на этой основе – повышение уровня жизни населения. В 2001 году начнётся реализация 3-х новых проектов – строительства автомобильных дорог Куляб-Калаи Хумб, Шогун-Зигар (3-й этап) и реконструкция автодороги Душанбе-Турсунзаде на общую сумму более 1 млрд. долларов США. Сейчас в стране ускоренным темпом продолжается строительство двух транспортных тоннелей – Чормагзак и Шахристон общей протяжённостью почти 10 километров. 4. Развитие международных отношений • Таджикистан, после объявления государственной независимости, верно определил основной вектор развития своих национальных интересов в международной политике, который вкупе с географическим расположением, геополитическим положением и экономическими интересами страны, учитывал также такие факторы, как общечеловеческие ценности, культурно-исторические связи и общность интересов. Изначальное понимание этих составляющих способствовал в дальнейшем формированию чёткой внешнеполитической линии, выразившейся в объявленной руководством страны политике «открытых дверей». Суть и содержание этой политики, заключается в активном и созидательном сотрудничестве со всеми международными организациями и государствами мира в рамках международных норм и принципов. • Взаимовыгодное сотрудничество с влиятельными международными организациями – Организации Объединённых Наций (ООН), Организацией Безопасности и Сотрудничества в Европе (ОБСЕ), Организация Исламская Конференция (ОИК), Евразийским Экономическим Сообществом (ЕврАзЭс), Шанхайской Организацией Сотрудничества (ШОС), а также странами Европейского Союза (ЕС), Содружества Независимых Государств и Центральной Азии и других регионов мира приобрёл и занимает приори