Министерство иностранных дел Республики Таджикистан
Генеральное консульство
Республики Таджикистан в Уфе

   
Генеральное консульство - Внешняя политика Таджикистана

Внешняя политика Таджикистана

КОНЦЕПЦИЯ
внешней политики Республики Таджикистан


1. Общие положения

I.1. Концепция внешней политики Республики Таджикистан (далее - Концепция) является политическим документом, определяющим и регулирующим основные принципы, цели и задачи и приоритетные направления внешней политики Республики Таджикистан с учетом долгосрочных национальных интересов страны.

I.2. Необходимость разработки и принятия настоящей Концепции вызвана конкретизацией целей, задач и направлений внешней политики Республики Таджикистан в изменяющихся условиях политической, социальной и экономическо-культурной жизни государства и формирования нового геополитического облика мира и региона во втором десятилетии XXI века. Концепция предусматривает разработку и реализацию внешней политики, содействующей соответствию развития страны с расширяющимися интеграционными процессами, регионализацией и глобализацией, предоставляющей новые приемлемые возможности для предотвращения и нейтрализации потенциальных угроз и вызовов, обеспечивающей необходимые основы для последовательной реализации национальных интересов на основе объективности и сбалансированности.

I.3. Правовую основу Концепции составляют Конституция Республики Таджикистан, законы и нормативные правовые акты, регулирующие деятельность государственных органов страны в сфере внешней политики, международно-правовые акты признанные Республикой Таджикистан.    

I.4. Республика Таджикистан, подтверждая свою приверженность признанным международно-правовым актам, осуществляет свою внешнюю политику на основе следующих принципов:

- признание равенства, уважение суверенитета и территориальной целостности государств, неприкосновенность границ, неприменение силы и угрозы силой в международных отношениях, приверженность мирному урегулированию споров и конфликтов, невмешательство во внутренние дела друг друга;

- уважение прав и фундаментальных свобод человека;

- выполнение обязательств, вытекающих из международного права;

- соблюдение принципа верховенства международного права в международных отношениях;

- деидеологизация межгосударственных отношений, установление и развитие равноправных и взаимовыгодных связей со всеми странами мирового сообщества;

- неприятие в международной практике любых форм попрания прав.

1.5. Концепция отражает национальные интересы Республики Таджикистан в сфере внешней политики, которые на нынешнем этапе и в обозримой перспективе состоят из:

- защиты и укрепления государственного суверенитета Таджикистана и обеспечения его национальной безопасности; формирования пояса безопасности и добрососедства на границах страны;

- развития отношений доверия, дружбы и сотрудничества со всеми странами мира на основе взаимного учета интересов;

- формирования благоприятных условий для экономического, социального и культурного развития, постепенного роста благосостояния народа, обеспечения экономической безопасности страны;

- обеспечения энергетической независимости Таджикистана, достижения продовольственной безопасности и выхода страны из коммуникационного тупика;

- обеспечения и защиты прав и свобод, достоинства и интересов граждан Таджикистан внутри и за пределами страны;

- укрепления положительного имиджа Таджикистана в мире как демократического, светского и правового государства;

- содействия созидательной и законной деятельности обществ таджиков и соотечественников в других странах.

2. Республика Таджикистан в системе международных отношений

2.1. Реалии второго десятилетия XXI века подтверждают то, что развитие международных отношений все еще находятся на переходном этапе и система многополярного мира только формируется. На геополитическом ландшафте современного мира происходят глубинные политические и экономические изменения, которые чреваты трансформацией системы международных отношений.

2.2. Всевозрастающий процесс глобализации признается как самый важный характерный признак современности. Этот процесс, наряду с содействием тесному взаимодействию между народами и странами и формированием всеохватывающей системы политико-экономических и научно-культурных контактов между ними, может вызвать нежелательные последствия, такие как усиление разницы между развитыми и отсталыми странами, возрастание прессинга на национальные и культурные ценности народов и т.д. Более того, при непосредственном влиянии глобализационных процессов проблемы, вызовы и угрозы современности также приобрели глобальный характер и превратились в фактор беспокойства для человеческой цивилизации. Эти вызовы и угрозы группируются следующим образом:

- нестабильное и неравномерное экономическое развитие, усиление конкуренции за выход на мировые рынки и стратегические ресурсы, углубление финансово-экономических кризисов;

- рост международного терроризма, контрабанды наркотиков и оружия, транснациональной организованной преступности;

- распространение политического и религиозного экстремизма, этнического и расового противостояния, цивилизационной и идеологической конфронтации;

- внутригосударственные и региональные конфликты, фанатизм и этнический и расовый сепаратизм, эскалация политической напряженности в различных регионах мира;

- усиление демографических проблем, нищеты и бедности, безработицы и массовой неконтролируемой миграции;

- нехватка или недостаточность жизненно важных материальных ресурсов, прежде всего воды и продовольствия;

- изменение климата, экологические и санитарно-эпидемиологические проблемы.

2.3. Наряду с указанными вызовами и угрозами, оказывающими влияние на безопасность системы международных отношений и в том числе на безопасность Республики Таджикистан как составной части этой системы, имеют место и нижеследующие потенциально опасные для национальных интересов Республики Таджикистан региональные факторы:

- ввиду своего географического расположения, нахождение Республики Таджикистан в орбите геополитических интересов современного мира;

- близость Таджикистана к конфликтогенным регионам, источникам проявлений терроризма, учебным центрам  экстремистов и зонам производства наркотиков;

- расширение в регионе деятельности террористических группировок и экстремистских партий и движений;

- возможность использования территории страны для трансграничной контрабанды наркотиков и распространения экстремистской идеологии;

- неразрешенность вопросов делимитации и демаркации границ между странами региона и возможность возникновения конфликтов между этносами и народами региона;

- наличие различного рода препятствий на пути эффективной интеграции в регионе, свободного передвижения людей, беспрепятственного движения товаров и услуг;

- отсутствие действенного сотрудничества в рациональном  использовании водно-энергетических ресурсов региона;

- обострение демографических и экологических проблем в   регионе и возможное их использование для создания напряженности в обществе.

Внешняя политика Республики Таджикистан будет разрабатываться и осуществляться с учетом существующих глобальных вызовов и угроз и упомянутых региональных факторов.

2.4. Превалирующей и основной задачей внешней политики Республики Таджикистан в долгосрочной перспективе является защита стратегических интересов страны на международной арене и она будет реализовываться путем формирования внешних благоприятных условий для всестороннего устойчивого развития страны, содействия большему укреплению основ государственной независимости и суверенитета Таджикистана и поступательного стремления к достижению согласия и учета обоюдных интересов с иностранными государствами и международными организациями в процессе решения приоритетных задач внешней политики страны.

2.5. Для достижения этой цели Республика Таджикистан  будет осуществлять многовекторную внешнюю политику, отвечающую высшим государственным и национальным интересам, служащую целям установления дружественных и взаимовыгодных отношений с различными странами мира и основанную на безоговорочном уважении международного права.

2.6. С учетом геополитического положения Республики Таджикистан, ее природных и демографических возможностей и уровня социально-экономического развития, реализм и прагматизм будут в основе проводимой внешней политики страны. Она имеет органичную связь с экономическими потребностями государства и исходя из этого нацелена на укрепление и расширение торгово-экономического сотрудничества Республики Таджикистан в системе мировых экономических связей и политико-дипломатическую поддержку экономических интересов страны.

2.7. Внешняя политика Республики Таджикистан является политикой “открытых дверей”, миролюбивой и бескорыстной и при ее осуществлении Таджикистан готов развивать отношения дружбы и признание обоюдных интересов на основе взаимного уважения, равноправия и взаимовыгодного сотрудничества со всеми ближними и дальними странами.

2.8. Внешняя политика Республики Таджикистан представляет собой прозрачную и прогнозируемую политику и исходит из принципа признания и приверженности страны межгосударственным договорам и общепризнанным нормам международного права.

2.9. Республика Таджикистан в отношениях с сопредельными государствами и странами региона осуществляет политику дружбы, добрососедства и невмешательства во внутренние дела друг друга, которая нацелена на формирование  пояса доверия и безопасности по периметру границ страны. Такая политика опирается на мирное разрешение всех спорных вопросов, в том числе пограничных и водно-энергетических, посредством диалога и переговоров, на основе взаимного доверия соответствующих сторон и признания принципа равенства и неделимости безопасности в регионе.

2.10. С учетом поступательного развития процессов политической и экономической разноскоростной и разноуровневой интеграции в системе современных международных отношений, внешняя политика Республики Таджикистан преследует цель обеспечения активного участия страны в деятельности международных и региональных организаций, посредством чего Таджикистан намерен внести свой  вклад в укрепление безопасности, стабильности, сотрудничества и созидательного международного диалога и использовать возможности этих организаций для обеспечения устойчивого развития страны.

2.11. Исходя из усиления важных геополитических региональных и международных процессов и глобализации современного мира Республика Таджикистан считает главными и важными нормами общего миропорядка, практическое соблюдение баланса между глобализационными процессами и национальными интересами каждой страны, уважение суверенитета и независимости любого государства, создание равных возможностей, формирование всеобъемлющей системы безопасности и предоставление достойных условий для каждого государства и народа, вне зависимости от их мощи, роли и значении в геополитическом распределении сил и уверена в том, что глобализация и национальные интересы государств должны взаимодополнять друг друга и служить надежным гарантом устойчивого развития международных отношений.

2.12. Республика Таджикистан является сторонником того, что формирующаяся новая мировая система должна быть полностью свободна от войн и конфликтов, грубости и насилия, религиозного и цивилизационного фанатизма и ксенофобии, и основана на равноправном и взаимовыгодном сотрудничестве и партнерстве всех государств мира, а всякого рода угрозы международному и региональному миру и стабильности должны быть нейтрализованы посредством согласия и созидательного диалога на основе законов международного права, прежде всего, Устава ООН, как главной организации, регулирующей международные отношения.

2.13. Республика Таджикистан выступает за создание эффективных механизмов обеспечения сочетания национальных интересов и международных усилий, объединения стремлений всех государств для подготовки адекватных мер противодействия современным вызовам и угрозам. На национальном уровне, Таджикистан осуществляет политико-правовые, информационно-пропагандистские, социально-экономические и специальные меры, направленные на укрепление ключевых аспектов своей внешней политики в плане борьбы с международным терроризмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотиков, контрабандой оружия, религиозным радикализмом, незаконной миграцией, экологическими рисками, изменением климата и угрозами информационной и продовольственной безопасности.

3.Внешнеполитические приоритеты Республики Таджикистан

Республика Таджикистан, принимая во внимание цели и высшие национальные интересы, определяет и реализует приоритеты своей внешней политики.
Геополитические и геоэкономические особенности сегодняшнего мира требуют постоянное переосмысление этих приоритетов. Они с учетом уровня и содержания взаимоотношений Республики Таджикистан с отдельными государствами или группами государств, международными и региональными организациями, а также ввиду национальных и государственных потребностей могут быть подвержены изменениям.

3.1.  Двусторонняя дипломатия

Республика Таджикистан считает, что осуществление долгосрочных и стабильных отношений со своими традиционными партнерами – государствами-участниками Содружества Независимых Государств отвечает ее политическим, экономическим и культурным интересам и с учетом концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции в рамках Содружества будет стремиться к углублению взаимовыгодного сотрудничества с ними.

Учитывая позиции Российской Федерации в мире и в регионе, для Республики Таджикистан расширение и укрепление традиционно дружественных отношений и стратегического партнерства с нею имеет особое значение.

Развитие отношений с Российской Федерацией на основе равенства и взаимовыгодного сотрудничества в политической, военной, военно-технической, экономической, торговой, инвестиционной областях, сферах трудовой миграции, культуры, информации, науки и образования и других направлениях отвечает национальным интересам Республики Таджикистан и является важным фактором обеспечения регионального мира  и стабильности.   

В системе межгосударственных отношений Республики Таджикистан соседние государства региона занимают приоритетные позиции. Таджикистан является сторонником дальнейшего расширения позитивного, многовекового и созидательного опыта дружественного сосуществования народов Центральной Азии.

В отношениях с Республикой Узбекистан определяющими факторами являются важность и необходимость равных, взаимовыгодных, бескорыстных и стабильных отношений.

Республика Таджикистан в своей политике в отношении этого соседнего государства всегда будет придерживаться принципа взаимоуважения, созидательного взаимодействия и доброжелательности.

Общность целей и задач, стоящих перед государствами региона, предопределяет необходимость расширения и углубления отношений с Казахстаном, Туркменистаном и Кыргызстаном на основе доверия, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества.

Республика Таджикистан рассматривает взаимодействие и разветвленную региональную интеграцию как важнейший механизм решения экономических, социальных, экологических вопросов и обеспечения мира и стабильности в Центральной Азии.

Расширение сотрудничества с Украиной, Республикой Беларусь, Республикой Молдова, Азербайджанской Республикой, Грузией и Республикой Армения являются одним из важнейших задач внешней политики Республики Таджикистан. Стабильное и устойчивое развитие этих государств с началом нового  тысячелетия сформировало необходимые условия для достижения данной цели.

Укрепление отношений добрососедства, дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с Китайской Народной Республикой является одной из важнейших задач внешней политики Республики Таджикистан на азиатском направлении. Эти отношения благодаря воле и усилиям обеих сторон достигли уровня стратегического партнерства и создали благоприятную основу для поступательного наращивания многоаспектного взаимодействия в политической области, сфере безопасности, военно-техническом, торгово-экономическом и культурном направлениях.

Республика Таджикистан является сторонником скорейшего восстановления прочного мира в Исламской Республике Афганистан и считает, что спокойствие, безопасность и политическая стабильность этой соседней страны отвечает его национальным интересам.

Республика Таджикистан поддерживает усилия международного сообщества и правительства Афганистана, направленные на всеобъемлющее решение афганской проблемы и экономического возрождения страны на этапе перехода к самодостаточному Афганистану, и рассматривает углубление многопланового взаимовыгодного сотрудничества с этим дружественным соседом, основанного на исторических, языковых и культурных общностях двух народов, в качестве приоритета своей внешней политики.

В отношениях между Республикой Таджикистан и Исламской Республикой Иран фактор исторической, языковой и культурной общности имеет важное значение. Республика Таджикистан и в дальнейшем будет стремиться к расширению прочных отношений дружбы и взаимовыгодного сотрудничества с этой страной в двустороннем и многостороннем форматах.

Ускорение процесса экономических реформ в Таджикистане и постепенное вхождение национальной экономики в систему мирохозяйственных связей предопределяет поступательное развитие политических, экономических и культурных связей с высокоразвитыми странами мира. Применение опыта этих стран в экономике, социальной сфере, политике, науке и технике, культуре, современных технологиях будет способствовать дальнейшему политическому и экономическому развитию Республики Таджикистан.

Республика Таджикистан с учетом огромного авторитета и роли Соединенных Штатов Америки в мировой политике и экономике и в дальнейшем будет прилагать усилия для развития многоплановых отношений с этим государством на взаимовыгодной основе и поддерживать их партнерский характер.
Ввиду высоких темпов развития и возрастающего международного значения стран Северной, Центральной и Южной Америки, в частности Канады, Республики Куба, Мексиканских Соединенных Штатов, Федеративной Республики Бразилия и Аргентинской Республики, осуществление плодотворного взаимодействия с ними отвечает национальным интересам Республики Таджикистан. 

С началом XXI столетия в отношениях между Таджикистаном и Европейским Союзом произошли коренные изменения позитивного свойства и эта тенденция год от года укрепляется.

Таджикистан рассматривает Европейский Союз, который содействует развитию приоритетных направлений национальной экономики, как одного из своих важных экономических партнеров и в дальнейшем будет стремиться к расширению и углублению долгосрочного стабильного взаимодействия с этим влиятельным межгосударственным объединением на основе принципа взаимной выгоды.

Это взаимодействие в совокупности будет охватывать различные европейские институты, включая Европейский Парламент, Совет Европы, Европейский инвестиционный банк и другие организации и структуры.

Наряду с этим, укрепление и расширение двустороннего разнопланового сотрудничества с различными европейскими странами, в том числе Федеративной Республикой Германия, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии, Французской Республикой, Итальянской Республикой, Королевством Испания, Швейцарской Конфедерацией, Королевством Бельгия, Австрийской Республикой, Чешской Республикой, Республикой Польша, странами Балтии представляют для Республики Таджикистан приоритетное значение.

Республика Таджикистан, с целью выхода на быстроразвивающиеся рынки капитала, технологий, сырья и промышленной продукции, заинтересована в укреплении взаимовыгодных отношений со странами Юго-Восточной Азии, включая Японию, Республику Корея, Королевство Таиланд, Республику Индонезия, Малайзию, Социалистическую Республику Вьетнам, Сингапур и другие страны региона, рассматривая данное направление как одно из важнейших в своей внешней политике. Достигнутый уровень двусторонних отношений с этими странами создает благоприятные условия для достижения этой цели.

Республика Таджикистан заинтересована расширять и укреплять разностороннее взаимодействие с Японией как верным партнером и донором как в двустороннем формате, так и посредством международных финансовых институтов.

Республика Таджикистан будет приветствовать развитие взаимовыгодного сотрудничества с Турецкой Республикой в различных сферах, в том числе привлечении инвестиций в экономику Таджикистана.

Республика Таджикистан с учетом роли и влияния Республики Индия в регионе и мире, многовекового опыта исторических и культурных связей таджикского народа с народами Индии, а также ее широких экономических и технологических возможностей, будет расширять и углублять многоаспектное сотрудничество с этой страной.

Для Республики Таджикистан укрепление политического взаимодействия и расширение широкого многоаспектного сотрудничества с Исламской Республикой Пакистан с учетом ее торгово-экономических возможностей и геостратегического положения имеет особое значение.

Республика Таджикистан, приветствуя заинтересованность арабских стран Персидского залива, в том числе Королевства Саудовской Аравии, Государства Катар, Государства Кувейт, Объединенных Арабских Эмиратов в инвестировании экономических проектов Таджикистана, имеющих национальное и региональное значение, стремится к углублению взаимовыгодного сотрудничества со странами этого региона. В целях укрепления отношений с арабским миром Республика Таджикистан будет развивать сотрудничество с региональными организациями, в частности с Лигой Арабских Государств.

Республика Таджикистан, принимая во внимание международный авторитет и значение Арабской Республики Египет в региональной и мировой политике, заинтересована в расширении отношений сотрудничества с этой страной.

Республика Таджикистан рассматривает Африканский континент как перспективное направление для взаимовыгодного сотрудничества в различных сферах. В этом контексте, Республика Таджикистан будет стремиться к тому, чтобы в ближайшем будущем наладить взаимодействие с арабскими странами Северной Африки – Королевством Марокко, Алжирской Народно-Демократической Республикой, Республикой Тунис, Государством Ливия и странами центра и юга континента, в частности с Южно-Африканской Республикой, Республикой Мозамбик и другими.

В направлении Океании на примере Австралии и Новой Зеландии формируются новые возможности для расширения отношений сотрудничества во многих областях. Использование этих возможностей является одной из важных задач внешней политики Республики Таджикистан.

3.2. Многосторонняя дипломатия

Республика Таджикистан в условиях расширения глобализации и поступательного углубления политических и экономических интеграционных процессов в мире, налаживание многостороннего сотрудничества с международными и региональными организациями и институтами рассматривает как приоритетное направление своей внешней политики.

Республика Таджикистан рассматривает эти организации и институты как важнейший механизм объединения усилий по противодействию современным вызовам и угрозам, незаменимой площадкой для разрешения споров и проблем в системе международных отношений и действенный инструмент укрепления международного мира и стабильности и в целях внесения своего вклада в формирование нового и справедливого устройства международных и региональных отношений, а также защиты и продвижения своих национальных интересов в их рамках, принимает активное участие в их деятельности.

В этом контексте отношения с Организацией Объединенных Наций, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, Содружеством Независимых Государств, Шанхайской организацией Сотрудничества, Организацией Договора о коллективной безопасности, Организацией исламского сотрудничества, Организацией экономического сотрудничества, Азиатским диалогом по сотрудничеству, Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии и международными финансовыми институтами являются приоритетными.

Республика Таджикистан является сторонником укрепления координирующей роли Организации Объединенных Наций в XXI веке и рассматривает ее в качестве единственного института-регулятора международных отношений и обладающего полномочиями по принятию решений, связанных с коллективными действиями по защите мира и поддержанию безопасности международной системы.

Республика Таджикистан исходит из того, что всеобъемлющая реформа ООН, в том числе ее Совета Безопасности с целью адаптации деятельности Организации к потребностям и реалиям сегодняшнего мира является требованием времени.

Обеспечение и отстаивание национальных интересов и активное продвижение созидательных инициатив и предложений Республики Таджикистан в Организации Объединенных Наций и её специализированных учреждениях, а также усилия, направленные на получение членства Республики Таджикистан в выборных органах и структурах ООН являются одной из ключевых задач внешней политики страны.

Республика Таджикистан считает созвучным своим национальным интересам всестороннее сотрудничество с Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и намерена активно использовать возможности этого учреждения как площадку для пропаганды духовно-культурных достижений таджикского народа, а также для защиты и возрождения его материального и нематериального наследия.

Республика Таджикистан заинтересована в развитии плодотворного сотрудничества с Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе и ее структурами и намерена использовать их опыт, политические и интеллектуальные возможности в деле демократизации общества, защиты прав и основных свобод человека, обеспечения безопасности и стабильности и решении экономических и экологических проблем.

Полноценное участие в деятельности Содружества Независимых Государств (СНГ) и укрепление взаимодействия с государствами-участниками является одним из приоритетных направлений внешней политики Республики Таджикистан. Таджикистан высоко оценивает роль СНГ в сохранении и развитии традиционных связей между государствами-участниками на принципиально новой платформе и на основе концепции разноскоростной и разноуровневой интеграции. Республика Таджикистан считает создание на базе СНГ различных структур в сфере экономической интеграции и в области безопасности, таких как Единое Экономическое Пространство, Таможенный Союз, Организация Договора о коллективной безопасности как реальное проявление интеграционных процессов на постсоветском пространстве и будет способствовать их развитию и совершенствованию с учетом своих национальных интересов и в целях использования их потенциала и возможностей для потребностей страны.

Активное участие Республики Таджикистан в Шанхайской организации сотрудничества преследует цель укрепления добрососедских отношений, доверительных и дружественных контактов между государствами-членами и наблюдателями при Организации, а также обеспечения безопасности и стабильности и устойчивого экономического развития в регионе. Таджикистан выступает за дальнейший рост авторитета и значения Шанхайской Организации Сотрудничества в углублении экономических связей, реализации инфраструктурных проектов, сотрудничестве в сфере охраны окружающей среды и расширении культурного диалога в интересах региональной интеграции.

Республика Таджикистан с учетом исторических, культурных, цивилизационных и конфессиональных общностей со странами исламского мира поддерживает активное и плодотворное сотрудничество с Организацией исламского сотрудничества и ее институтами. Таджикистан ввиду жизненной и безотлагательной необходимости вывода на новый уровень процветания и развития исламского мира и устранения существующих и животрепещущих проблем, считает целесообразным разработку и реализацию Стратегии развития исламского мира, ключевая цель которой должна заключаться в качественном, неуклонном и сбалансированном  экономическом и духовно-культурном росте государств-членов Организации.  

Республика Таджикистан в своей внешней политике заинтересована в углублении плодотворного сотрудничества с Организацией экономического сотрудничества и рассматривает ее как региональную организацию, обладающую особым геостратегическим значением и огромным экономическим потенциалом. Республика Таджикистан заинтересована в том, чтобы деятельность Организации в плане реализации региональных экономических проектов в сфере экономики, торговли, транспорта, коммуникаций и энергетики получила большее развитие.

Республика Таджикистан стремится внести свою лепту в плане объединения усилий по решению насущных проблем Азиатского континента, расширения и наполнения конкретным содержанием взаимодействия в рамках Азиатского диалога по сотрудничеству и заинтересована в укреплении его роли. Республика Таджикистан среди определенных направлений сотрудничества в рамках Диалога придает первостепенное значение вопросам снижения уровня нищеты и бедности, охраны окружающей среды, обеспечение устойчивого доступа населения Азиатского континента к основным потребностям, повышения уровня готовности общества к ликвидации последствий стихийных бедствий, расширения и углубления региональной инфраструктуры и межрегионального сотрудничества в сфере энергетики.

Республика Таджикистан всецело поддерживая идею укрепления мер доверия и безопасности на Азиатском континенте и в целях развития эффективного сотрудничества в этом направлении принимает необходимые меры по расширению своих отношений с Совещанием по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА). Она высоко оценивает возможности Совещания по совместному поиску средств и методов решения проблем и нейтрализации транснациональных и трансграничных рисков на континенте и укреплении сплоченности между государствами-участниками.

Республика Таджикистан рассматривает расширение взаимодействия со своими партнерами в укреплении национальной и государственной безопасности как одно из приоритетных направлений своей внешней политики и считает свое членство в Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) отвечающим национальным интересам. Деятельность Республики Таджикистан в рамках этой Организации нацелена на создание эффективных механизмов противодействия угрозам современного мира. В этом контексте, членство страны в Организации рассматривается как один из важных факторов обеспечения безопасности страны и сохранения стабильности в регионе.

Таджикистан, являясь участником Программы Организации Североатлантического Договора (НАТО) «Партнерство ради мира», считает важным взаимодействие с этой организацией в целях поддержания безопасности и стабильности и формирования атмосферы доверия на всем евразийском пространстве.

В целях реализации приоритетов своей внешней политики, Республика Таджикистан развивает многосторонние отношения со своими партнерами в трех и четырехстороннем формате и широко использует эти площадки созидательного диалога в интересах укрепления дружественных отношений, культурных контактов и поиска эффективных средств противодействия современным вызовам и угрозам.

3.3. Экономическая дипломатия

Ускоренная геоэкономическая эволюция современности и тенденции развития мировой экономики предопределяют все более возрастающее значение экономической дипломатии и постоянное повышение роли экономической составляющей в актуальной проблематике международной политики. В этой связи действенное и эффективное использование методов и инструментариев экономической дипломатии для достижения национальных и государственных целей  является одним из приоритетных направлений внешнеполитической стратегии Таджикистана.

В данном контексте содействие формированию эффективной экономики посредством привлечения иностранных инвестиций, интеграции Республики Таджикистан в региональную и мировую экономику, а также обеспечение экономической безопасности страны приобретают важное значение.

В целях расширения двусторонних и многосторонних внешнеэкономических связей и осуществления международного экономического сотрудничества, необходима реализация следующих задач:

- защита экономических интересов Республики Таджикистан в системе международных экономических отношений, обеспечение и укрепление процесса вхождения национальных субъектов в орбиту мирохозяйственных связей и их эффективное функционирование в этой среде;

- формирование внешних благоприятных условий для укрепления экономического потенциала и расширения экономического базиса страны;

- сотрудничество в целях формирования нормативно-правовой базы “зеленой экономики”, посредством мирового современного опыта и с учетом наличия в стране благоприятных условий, осуществление взаимовыгодного международного сотрудничества в данной области;  

- содействие в присоединении страны к международной и региональной транспортной, энергетической и коммуникационной инфраструктуре;

- обеспечение благоприятных торговых условий и защита интересов отечественных предпринимателей в рамках международных экономических отношений;

- привлечение иностранных инвесторов, государственных и коммерческих компаний других государств и соотечественников, проживающих за рубежом, для участия в реализации крупных инфраструктурных, энергетических и транспортных проектов, имеющих региональное значение;